МБОУ "ОШИ № 27"

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки № 27"
Добро пожаловать на официальный сайт МБОУ " ОШИ № 27"
  • +7 (3842) 65-41-21, 65-44-77
  • school.27@mail.ru

Образование

Уровень образования: начальное (1-4 классы) – 4 года

 основное (5-9 классы) – 5 лет 

Контингент обучающихся: дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени.

Обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица нет. Обучающихся, являющихся иностранными гражданами нет.

Формы обучения –  очная.

Электронное обучение, дистанционные образовательные технологии применяется педагогами в случае необходимости.

Нормативный срок обучения: 9 лет.

Язык обучения: русский язык.

Свидетельства о государственной аккредитации образовательная организация не имеет.

Обучение осуществляется по адаптированной основной общеобразовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени на основе:

 

Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 2023г.  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Вышивка бисером»   

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «В мире танца»  

Учебный план на учебный год  

Календарный график на учебный год 

По статусу учреждения проведение внешних процедур оценки качества образовательных достижений обучающихся не предусмотрено.

Итоговая государственная аттестация в учреждении не осуществляется. По итогам программы обучения проходит экзамен по трудовому обучению.

В МБОУ ОШИ №27 осуществляется комплексная система обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающая воспитанников определенной суммой общеобразовательных знаний, умений и навыков с целью подготовки к самостоятельной жизни и производительному труду в соответствии с психофизическими возможностями. Деятельность образовательного учреждения направлена:

• на создание условий для воспитания, обучения, лечения, социальной адаптации и интеграции в обществе детей с отклонениями в развитии;

• коррекцию недостатков речевого и психического развития; • коррекцию недостатков интеллектуальной, эмоционально-волевой деятельности;

• освоение адаптированных образовательных программ для умственно отсталых детей в пределах 1-4, 5-9 классов;

• подготовку учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях современного производства; создание условий для овладения воспитанниками профессий, востребованных в нашем регионе;

• проведение особой лечебно-оздоровительной работы, направленной на укрепление, исправление общего физического состояния школьников.

Режим организации воспитательно-образовательного процесса составляется с учетом круглосуточного пребывания воспитанников в учреждении, на основе охранительного режима, с учетом санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.3286-15 Содержание образования определяется адаптированными основными общеобразовательными программами (исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников), рекомендованными Министерством образования науки РФ и разработанными ГБОУ ВПО «Московским городским психолого-педагогический университетом».

В основу учебного плана положены следующие нормативные документы:

• Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-Ф3 «Об образовании в РФ;

• Приказ МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/2065-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии»;

• Письмо Минобрнауки РФ от 14.03.2016 г. №ВК-452/07 «О введении ФГОС ОВЗ»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»;

• Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 г. №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии»;

• Постановление Главного Государственного Санитарного Врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26 «Об утверждении САНПИН 2.4.2.3286-15 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ»

• Приказ Минобрнауки РФ от 4.10.2010 г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений»;

• Письмо Минобрнауки РФ от 12.05.2011 г. №03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования»;

• Письмо Минобрнауки РФ от 25.02.2011 г. №03-114 «О мониторинге ФГОС общего образования».

Учебный план для обучающихся 1 класса составлен на основе примерного учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью (I вариант) АООП для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) легкой степени.

Учебный план для обучающихся 2-9 классов составлен на основе Базисного учебного плана для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида I вариант, который предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения обучающимися с интеллектуальной недостаточностью образования и профессионально- трудовой подготовки, необходимых для социальной адаптации и реабилитации.

В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и профессионально-трудовое обучение, при этом ставится целью социально-трудовая и бытовая адаптация и реабилитация умственно отсталых школьников. Учебный план состоит из следующих образовательных областей:

1. Общеобразовательные курсы.

2. Трудовая подготовка.

3. Коррекционная подготовка.

4. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В 1 классе добавляется образовательная область - Внеурочная деятельность. В 1 классе первые две образовательные области входят в обязательную нагрузку обучающихся.

Во 2-9 классах в обязательную нагрузку обучающихся входят образовательные области: общеобразовательные курсы, технология, коррекционная подготовка, пункт а) коррекционные курсы. Они дают детям необходимый объем и уровень знаний, умений и навыков. Задача общеобразовательных предметов и предметов трудового обучения заключается в обеспечении учащихся тем уровнем знаний, умений и навыков, которые необходимы для успешной социальной адаптации.

Раздел 1 - Общеобразовательные курсы.

В этом разделе изучаются традиционно обязательные учебные предметы (содержание которых адаптировано к возможностям детей с легкой умственной отсталостью): русский язык (чтение и развитие речи, письмо и развитие речи), математика, природоведение, биология, история, обществознание, география, ИЗО, пение и музыка, физическое воспитание.

Специфической особенностью обучения является включение в содержание каждого учебного предмета пропедевтического периода, направленного на подготовку обучающихся к усвоению конкретного учебного материала. Особенно важное значение пропедевтический период имеет в 1 классе, во время которого осуществляется развитие всех психических функций, участвующих в формировании навыков чтения и письма, математических понятий, позволяющих овладеть счетом и решением простых задач.

Обучение русскому языку (русскому языку, письму и развитию речи, чтению, чтению и развитию речи, речевой практики), носит элементарно-практический характер и направлено на решение следующих основных задач:

• научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;

• выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;

• научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• повысить уровень общего развития обучающихся;

• формировать нравственные качества школьников.

Специальной задачей обучения русскому языку является коррекция речи и мышления детей с ограниченными возможностями здоровья.

Программа по русскому языку включает разделы: речевая практика (1 класс), развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (2-4 кл.); русский язык (1 класс), письмо и развитие речи (2-9 класс), чтение (1 класс), чтение и развитие речи (2-9 кл.). Основным принципом, объединяющим эти разделы, является развитие речи, так как процесс овладения речью у детей этой категории существенно затруднен вследствие неполноценности их психического развития.

Развитие речи начинается с 1 класса на предмете «Речевая практика». В процессе обучения школьники:

- расширяют представления об окружающей действительности;

-обогащают лексическую и грамматико-синтетическую сторону речи;

- развивают навыки связной устной речи;

- развивают навыки устной коммуникации и их применение в различных ситуациях общения;

- знакомятся со средствами устной выразительности, овладевают нормами речевого этикета.

Основными задачами обучения чтению во 2-9 классах: научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух и «про себя», осмысленно воспринимать прочитанное.

В 1 классе научить:

- осознавать значение чтения для решения социально-значимых задач, развивать познавательные интересы, воспитывать чувства прекрасного, элементарных этических представлений, понятий, чувства долга и правильных жизненных позиций;

- формировать и развивать технику чтения, осознанного чтения доступных по содержанию и возрасту литературных текстов;

- формировать коммуникативные навыки в процессе чтения литературных текстов;

Во 2-4 классе у обучающихся формируется навык сознательного чтения.

В 5-9 классах этот навык сознательного чтения совершенствуется на материале чтения более сложных художественных произведений. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение самостоятельно разбираться в содержании прочитанного. В программе на каждый год обучения дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.

Процесс обучения чтению неразрывно связан с процессом развития речи обучающихся. Происходит развитие и коррекция недостатков психического, речевого развития, формирование речи как средство общения. Чтение – один из видов речевой деятельности, основу которого составляет комплекс коммуникативно-речевых умений и навыков, формируемых у учащихся в процессе всех лет обучения.

В связи с этим определяющим подходом к урокам чтения, так же как к урокам русского языка, является коммуникативно-речевой. Основными задачами обучения письму являются: развитие устной и письменной речи, формирование практически значимых орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития, способствующих укреплению межличностных связей в различных жизненных ситуациях. В 1 классе основными задачами реализации содержания предмета «Русский язык» являются:

- формирование первоначальных навыков чтения и письма в процессе овладения грамотой;

- формирование элементарных представлений о русском (родном) языке как средстве общения и источнике получения знаний.

Использование письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач.

Математика является одним из основных учебных предметов. Задача преподавания математики состоит в том, чтобы:

• дать обучающимся доступные количественные, пространственные, временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;

• повысить уровень общего развития учащихся, корригировать недостатки познавательной деятельности и личностных качеств;

• воспитывать целенаправленность, терпеливость, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля.

• развивать точность и глазомер,

• умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.

В 1 классе обучающиеся должны овладеть начальными знаниями по математике (понятием числа, вычислениями, решением арифметических задач и другими). Овладеть способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры в различных видах практической деятельности). Развить способности использовать некоторые математические знания в жизни. Формировать начальные представления о компьютерной грамотности.

Геометрический материал в 2-4 классе изучается на уроках математики, в 5-9 кл. из числа уроков математики выделяется один урок на изучение геометрического материала. Большое внимание уделяется практическим упражнениям в измерении, черчении, моделировании. Обучение математике носит предметно-практическую направленность, тесно связано с жизнью и профессионально-трудовой подготовкой обучающихся, другими учебными предметами (география, история, естествознание, ИЗО).

Предметная область: «Природа» (5-9 кл); в 1 классе - «Естествознание» предполагает изучение предметов: «Мир природы и человека» (1 класс), «Природоведение», «Биология», «География».

При изучении предмета «Мир природы и человека» у обучающихся 1 класса:

формируются представления об окружающем мире: живой и неживой природе, человеке, месте человека в природе, взаимосвязях человека и общества с природой.

развиваются способности к использованию знаний о живой и неживой природе и формируются представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях.

На уроках природоведения в 5 классах формируются элементарные знания о живой и неживой природе и взаимосвязях, существующих между ними, применение полученных знаний в повседневной жизни. Развивается активность, любознательность и разумная предприимчивость во взаимодействии с миром и неживой природой.

На уроках биологии (6-9 кл) осуществляется формирование элементарных научных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье.

Практическое применение биологических знаний: усвоение приемов выращивания и ухода за некоторыми (комнатными) растениями и домашними животными, ухода за своим организмом; использование полученных знаний для решения бытовых, медицинских и экологических проблем.

Изучение географии (6-9 кл). Усвоение элементарных знаний по физической и экономической географии России. Формирование элементарных представлений о географии материков и океанов. Расширение географических представлений о родном крае.

Программа по географии составлена с учетом особенностей умственного развития учащихся. Методика преподавания географии предусматривает повторяемость материала (в разных формах и объеме). Ряд тем постепенно усложняется и расширяется от 7 к 9 классу, что способствует более полноценному усвоению обучающимися элементарных географических знаний. Сообщение элементарных знаний по физической географии сводится к ознакомлению учащихся с природными условиями, ресурсами и трудом людей на территории нашей Родины.

Занятия географией способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности учащихся, развитию абстрактного мышления повышают уровень их общего развития. География изучает все явления в их причинной связи, в их постоянном взаимодействии и развитии.

Практические работы, проводимые в процессе изучения географии, направлены на то, чтобы вооружить учащихся необходимыми практическими навыками и умениями, которые они могли бы использовать в своей дальнейшей деятельности. В проведение экскурсий по ходу изучения тем, связанных с окружающей местностью, вносятся элементы краеведения. Это способствует эстетическому воспитанию учащихся, бережному отношению к природе. Систематическая словарная работа на уроках географии расширяет словарный запас детей коррекционной школы, дает им представление о приборах, явлениях, помогает им правильно употреблять эти слова. Курс географии имеет много смежных тем с историей, природой, рисованием и черчением, с русским языком, математикой и др. Полученные знания на уроках географии, связаны с полученными знаниями на уроках развития речи, природы.

В программе учебный материал расположен по годам обучения: 7 класс - «Природа нашей Родины» (68 часов), 8 класс - «География материков и океанов» (68 часов), 9 класс - «География РФ» (68ч).

Учебная программа по географии включает географическую номенклатуру для каждого года обучения, а также предлагает количество часов для прохождения той или иной темы. В программе выделены основные практические работы, которые необходимо выполнить ученикам. Указываются межпредметные связи, а также приводятся основные требования к знаниям и умениям учащихся (по годам обучения).

Преподавание истории имеет целью ознакомление учащихся с наиболее значительными событиями из истории нашей Родины и с современной общественно-политической жизнью страны. Изучение курса призвано воспитывать школьников в духе любви к Родине, русскому народу, в духе дружбы и уважения к трудящихся всех стран. Очень важно прививать учащимся уважение к труду, стремление сохранять, беречь материальные ценности страны, принимать активное участие в общем труде народа. Таким образом, в процессе изучения истории у учащихся коррекционной школы закладываются основы правового и нравственного воспитания, патриотизма.

Важной задачей нравственного воспитания подрастающего поколения является формирование у обучающихся уважения к законам, нормам и правилам общежития. Изучение истории имеет также важное коррекционное значение и направлено на формирование доступных для обучающихся исторических представлений и понятий, исправление недостатков познавательной деятельности и развитие речи.

Обществознание. Преподавание обществоведческого курса носит характер морально-этической и политико-правовой пропедевтики, дает и закрепляет основу знаний в этих областях, уделяя преобладающее внимание практико-ориентированной составляющей содержание. Не смотря на то, что содержание курса носит элементарный характер, оно сохраняет структурную целостность, присущую данным областям обществоведческих знаний. Курс способствует самореализации личностного потенциала детей с нарушениями интеллекта, создает условия для социальной адаптации учащихся путем повышения их правовой и этической грамотности, создающей основу для безболезненной интеграции в современное общество ребенка через знания своей гражданской обязанности и умение пользоваться своими правами. Эстетическое воспитание детей, формирование их духовного облика является важнейшей задачей обучения подрастающего поколения. Уметь воспринимать, понимать, чувствовать красоту окружающего, самому принимать посильное участие в создании прекрасного в общественной жизни, в труде, в быту, в отношениях людей - все эти качества необходимо воспитывать и систематически развивать.

Образовательная область.

Искусство включает следующие образовательные предметы: Музыка, Музыка и пение, Изобразительное искусство, Физическая культура.

Музыка оказывает глубокое эстетическое воздействие на человека. Посредством музыки можно передать целую гамму чувств и настроений. Музыка способна выразительно и ярко отразить явления действительности. Воздействуя на учащихся художественными образами, она обогащает их умение глубоко и эмоционально воспринимать окружающее, расширяет их жизненный опыт. В 1 классе при изучении предмета «Музыка» осуществляется формирование и развитие элементарных умений и навыков, способствующих адекватному восприятию музыкальных произведений и их исполнению.

Развитие интереса к музыкальному искусству, формирование простейших эстетических ориентиров.

Целью уроков пения и музыки (2 - 8 кл) является воспитание эстетических чувств учащихся, формирование у них элементов музыкальной культуры. Занятия пением и музыкой имеют специфическую задачу коррекции недостатков познавательной деятельности детей и их эмоционально-волевой сферы. На уроках пения и музыки у учащихся вырабатываются чувства ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах. Это очень важно, так как дети с ограниченными возможностями здоровья часто бывают замкнутыми, необщительными, у многих из них малоразвиты умения и навыки коллективной деятельности. Для успешного решения задач музыкального воспитания учащихся учитель музыки ведет свою работу в контакте с логопедом и школьным врачом-психиатром, что помогает учителю в процессе фронтальной работы со всем классом учитывать индивидуальные особенности детей.

В процессе занятий по изобразительному искусству осуществляется всестороннее развитие, обучение и воспитание детей - сенсорное, умственное, эстетическое, трудовое, нравственное, физическое. Уроки изобразительного искусства обеспечивают богатые возможности для исправления недостатков развития особых школьников. Коррекционная направленность занятий - обязательное условие учебного процесса. Школьный курс по изобразительному искусству ставит следующие основные задачи:

• способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности обучающихся путем систематического и целенаправленного восприятия и развития у них правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходства и различия;

• содействовать развитию у обучающихся процессов анализа, синтеза, сравнения, обобщения; воспитывать у них умение планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;

• дать обучающимся знания элементарных основ реалистического рисунка; формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования и умение применять их в процессе учебной, трудовой и общественно-полезной деятельности;

• ознакомить школьников с отдельными произведениями живописи, скульптуры, декоративно- прикладного искусства; воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;

• развивать у обучающихся художественный вкус, интерес и любовь к изобразительному искусству, трудолюбие, аккуратность, настойчивость и самостоятельность в работе.

В 1 классе формируются умения и навыки изобразительной деятельности, их применение для решения практических задач. Развивается художественный вкус: умение отличать «красивое» от «некрасивого»; понимание красоты как ценности; воспитание потребности в художественном творчестве. Для решения этих задач программой предусмотрены четыре вида занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобразительном искусстве.

Физическое воспитание.

Основные задачи реализации содержания предмета в 1 классе:

Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни, соблюдение индивидуального режима питания и сна. Воспитание интереса к физической культуре и спорту, формирование потребности в систематических занятиях физической культурой и доступных видах спорта. Формирование и совершенствование основных видов двигательных качеств: быстроты, силы, ловкости и других. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, адекватно их дозировать.

Овладение основами доступных видов спорта в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями обучающихся. Коррекция недостатков познавательной сферы и психомоторного развития, развитие и совершенствование волевой сферы. Воспитание нравственных качеств и свойств личности.

Во 2-9 классе физическое воспитание осуществляется в тесной связи с умственным, нравственным, эстетическим воспитанием и профессионально-трудовым обучением, занимает одно из важнейших мест в подготовке школьников к самостоятельной жизни и производительному труду. Конкретными задачами физического воспитания являются:

• укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;

• формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;

• развитие двигательных качеств;

• коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;

• формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;

• поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;

• формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;

• воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями

• воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к Родине;

• содействие патриотической подготовке.

Программа построена с учетом принципов физического воспитания, материал её имеет коррекционную направленность, адаптирован к возможностям школьников и носит прикладной характер.

В 5 классе у воспитанников начинается пубертатный период, половое созревание. Этот этап у детей с легкой степенью умственной отсталости проходит, особенно, с обострением недостатков психического, и, особенно, физического развития. Нарушается координация движений, появляется моторная неловкость, нарушается тонус мышц и т.д.

С целью максимальной коррекции и компенсации дефектов физического развития воспитанников 5 класса вводится, как обязательный коррекционный курс «Азбука здоровья» 1 час в неделю, 34 часа в год.

Программа коррекционного курса «Азбука здоровья» включает в себя элементы физических упражнений программы «Физическая культура» с использованием коррекционных методов, средств, оборудования по развитию мелкой и общей моторики, координации движений.

Раздел II – «Трудовая подготовка», «Технология».

Раздел «Технология» изучает предмет «Ручной труд»(1 кл).

Реализация содержания предмета «Ручной труд» предполагает: овладение элементарными приемами ручного труда, общетрудовыми умениями и навыками, развитие самостоятельности, положительной мотивации к трудовой деятельности. Получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека и общества о мире профессий и важности выбора доступной профессии.

Раздел «Трудовая подготовка» включает предметы: «Трудовое обучение», «Профессионально-трудовое обучение». «Трудовое обучение» в младших классах (2-4кл) направлено на решение следующих задач:

• воспитание положительных качеств личности ученика (трудолюбия настойчивости, умения работать в коллективе и т.д.);

• уважение к людям труда;

• сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приемам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;

• формирование организационных умений в труде - вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своем рабочем месте, правильно располагать на нем материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно-гигиенические требования.

Наряду с этими задачами на занятиях трудом решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.

Коррекционная работа выражается в формировании умений:

ориентироваться в задании (анализировать объекты, условия работы);

предварительно планировать ход работы над изделием (устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приемы работы и инструменты, нужные для их выполнения, отчитываться о проделанной работе);

контролировать свою работу (определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий).

В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроке носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливает их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских. Рассматривается как пропедевтическое обучение для формирования некоторых новых организационных умений и навыков поведения, характерных для профессиональной мастерской; ведется наблюдение, цель которого определение индивидуальных профессиональных возможностей обучающихся в овладении тем или иным видом профессионального труда.

Уроки труда тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Учебный материал в программе распределен по годам обучения с учетом возрастных и психофизических особенностей школьников.

В 5-9 классах осуществляется профессионально-трудовое обучение, целью которого является подготовка обучающихся к самостоятельному труду по получаемой специальности. В 8-9 классах завершается трудовая подготовка обучающихся в соответствии с выбранной профессией.

В 8-9 классах программой по каждому профилю трудового обучения предусматривается изучение 2-3 тем производственных условиях, индивидуально, со специалистом производства на его рабочем месте. Данные уроки проводятся, как экскурсии, носят индивидуально-групповой характер, не входят в обязательную нагрузку обучающихся. Часы для их обучения суммируются , на изучение данных тем отводится 34 часа в год, 1 час в неделю.

Для занятий по трудовому обучению обучающиеся 4-9 классов делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

Летняя трудовая практика в 5-7 классах (в течение 10 дней), в 8-9 классах (в течение 20 дней) проводится по окончании учебного года или в течение учебного года по отдельному приказу. Воспитанники, окончившие обучение в 9 классе продолжают трудовое обучение на базе учреждений начального профессионального образования.

Раздел III- Коррекционная подготовка.

Специальная задача коррекции имеющихся у обучающихся специфических нарушений, трудностей формирования жизненно необходимых знаний, умений и навыков осуществляется не только при изучении основных учебных предметов, но и на специальных занятиях.

К коррекционным занятиям, имеющим интегративный характер, в младших классах (2-4 кл.) относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. Это специфический предмет, целью которого является направленная коррекция общего и речевого развития детей, с ограниченными возможностями здоровья. У обучающихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении русскому языку, чтению, математике, природе, истории, географии, труду в старших классах.

В старших классах (5-9) таким предметом является социально-бытовая ориентировка (СБО). Для успешного решения задач социальной адаптации и реабилитации школьники, в силу особенностей своего психофизического развития, нуждаются в целенаправленном воспитании. Решению этой задачи подчинены занятия по СБО, на которых осуществляется практическая подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, повышению общего уровня развития.

Социальная адаптация представляет собой один их механизмов социализации, позволяющей личности активно включаться в различные структурные элементы социальной сферы, то есть посильно участвовать в труде, приобщаться к социальной и культурной жизни общества, устраивать свой быт в соответствии с нормами и правилами общежития. Для занятий по СБО обучающиеся 5-9 классов делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом психофизических особенностей обучающихся.

В 5 классе программой предусмотрено преподавание основных, обязательных знаний, умений, навыков по предмету без которых не обойтись в обыденной жизни. Они необходимы для элементарной социализации, поэтому является обязательные для изучения каждым ребенком, входят в обязательную нагрузку каждым обучающимся.

В 6-9 классах обучение по данному коррекционному курсу носит индивидуальный характер, не является обязательным, не входит в обязательную нагрузку обучающегося.

Ритмика (1-4 кл. ) обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития детей, с умственной отсталостью легкой степени средствами музыкально - ритмической деятельности. Специфические средства воздействия на обучающихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию младших школьников, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию. В 1,4 классах занятия носят индивидуально-групповой характер, не входят в обязательную нагрузку обучающихся.

В 1 классе идет подготовка детей к осуществлению музыкально-ритмической деятельности, осуществляется коррекция недостатков психического и физического развития детей со сложным дефектом, множественным дефектом до среднего уровня развития обучающегося класса путем индивидуально-групповых занятий.

В 1 классе развивается умение слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением или пением, координация движений, чувства ритма, темпа, коррекция общей и речевой моторики, пространственной ориентировки. Прививается навык участия в коллективной творческой деятельности. Содержанием работы на уроках ритмики во 2,3 классах является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах. Данные занятия являются обязательными входят в обязательную нагрузку обучающихся. Предмет «Ритмика» преподается как коррекционный курс, за 2 года дети должны усвоить знания, умения и навыки по музыкально-ритмической деятельности.

В 4 классе занятия носят индивидуально-групповой характер и осуществляются с обучающимся или группой обучающихся, которые не освоили определенное направление знаний, умений и навыков по предмету из-за особенностей психо-физического развития. Специфической формой организации учебных занятий в школе являются коррекционные индивидуальные и групповые коррекционные занятия. Логопедические занятия предусматривают следующие направления: Формирования правильного звукопроизношения и просодической стороны речи.

• Развитие фонематического слуха, звукобуквенного анализа и синтеза.

• Формирование грамматического строя речи.

• Развитие связной речи.

• Коррекция и предупреждение дисграфии.

Логопедическая работа предусматривает разрешение следующих задач:

• выработать достаточно прочные навыки звукопроизношения;

• научить последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

• выработать прочные навыки грамотного письма;

• повысить уровень общего развития учащихся.

В 1 классе логопедическая работа формирует и развивает различные виды устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности. Обогащает и развивает словарь, уточняет значение слова, развивает и совершенствует грамматический строй речи. Развивает связную речь. Корригирует недостатки письменной речи. Во 2-7 классах тема занятия определяется особенностями нарушения письменной речи. В соответствии с темой занятия подбирается грамматический и лексический материал. Для данных классов логопедическая коррекция направлена на исправление дисграфии и развитию связного высказывания в устной и письменной речи.

Для коррекционных занятий по ЛФК используется программа учителя физического воспитания А.В. Поттера.

Занятия ЛФК в 1-4 классе по 1 часу. В 5-9 классах занятия проводятся по 1 часу в рамках факультативных занятий. У большинства обучающихся специальной школы наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. Настоящая программа составлена с учетом того, что у большинства обучающихся имеются нарушения сердечно - сосудистой, дыхательной, вегетативной и эндокринной системы. У многих из них отсутствуют согласованность дыхания и двигательной нагрузки, наблюдается отставание в росте, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения.

Задачи программы:

• Активизация защитных сил организма ребенка.

• Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращение его деформации.

• Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно -двигательного аппарата.

• Воспитание в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела.

• Развитие общей организованности, их внимание фантазии, доброжелательности. В программу включены следующие разделы:

• Корригирующие упражнения.

• Упражнения для формирования правильной осанки.

• Упражнения для профилактики плоскостопия.

• Упражнения на тренажерах, обеспечивающие и дополняющие п.п.2,3 и, кроме того, удовлетворяющие физическую потребность организма в эффекте качания.

• Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат.

• Упражнения на шведской стенке, способствующие профилактике плоскостопия, развитию координации движений, вытягиванию позвоночника, что стимулирует рост и предупреждает остеохондроз.

Для повышения заинтересованности учащихся занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Это развивает также чувство ритма, гармонии с окружающим миром.

Для курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» (1-4 кл.) используется рабочая программа Спириной Г.А. «Развитие психомоторных и сенсорных процессов для учащихся 1-4 классов специальных коррекционных образовательных учреждений, VIII вида», утвержденная КРИПК и ПРО.

Цель программы: осознанное развитие памяти, внимания, воображения, логического мышления, творчества средствами учебно-воспитательного процесса.

Задачи, реализующие цель:

· Формирование представления образа, способов обработки и удержания информации с помощью создания образов.

· Формирование произвольного внимания.

· Формирование воображения.

· Формирование восприятия окружающей действительности с использованием зрительного, слухового, обонятельного, вкусового каналов восприятия.

· Развитие логического мышления.

· Формирование у ребенка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей.

· Анализ используемых игр и упражнений участниками занятий.

Коррекционное развитие проводится по основным направлениям:

развитие сенсорных и моторных функций;

формирование кинестетической основы артикулярных движений;

развитие мимической мускулатуры;

развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, внимания, ориентировки в пространстве и во времени);

развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности; формирование черт гармонической и не закомплексованной личности.

Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей, имеющих различные проблемы в обучении, независимо от клинического диагноза.

В 1 классе происходит формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля. Развитие способности к эмпатии, сопереживанию, формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими, повышение социально статуса ребенка в коллективе формирование и развитие навыков социального поведения.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначен для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, привития основополагающих знаний и умений распознавать и оценивать опасные ситуации и вредные факторы среды обитания человека, определять способы защиты от них, а также уметь ликвидировать последствия и оказывать само- и взаимопомощь в случае проявлений любых опасностей.

В силу специфики своего содержания и индивидуальной направленности курс предусматривает приобретение учащимися знаний, умений и навыков, ряда физических и психологических качеств личности, необходимых для ускорения адаптации к условиям среды обитания, а также внутренней готовности к наиболее потенциально опасным видам деятельности.

Экономический практикум - новый предмет в структуре коррекционно-образовательного процесса и направлен на формирование знаний и представлений об экономических взаимоотношениях людей в обществе. Практикум имеет прикладной характер, основная цель которого - формирование практических умений, связанных с различными видами жизнедеятельности.

Данный предмет является самостоятельным, представляет целенаправленное экономическое просвещение и практическую подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья доступным для них видом экономической деятельности.

Задачи программы «Экономический практикум»:

• Формирование элементарного уровня экономической грамотности, необходимого для адаптации учащихся в современных социально-экономических условиях;

• Выработка адекватных представлений о повседневной экономической деятельности;

• Обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;

• Формирование умений делать экономический выбор, принимать самостоятельные экономические решения в личной жизни, думать « по-хозяйски»;

• Освоение первоначальных практических навыков, грамотного потребительского поведения, формирования потребительской культуры.

Часы, отведенные на предметы школьного компонента, проводятся в 5-7 классах как экономический практикум.

Экономический практикум предполагает расширение знания обучающихся по предметам: СБО, математики, трудового обучения в сторону экономического просвещения воспитанников. (1 час в неделю, 32 часа в год на каждый класс).

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут.

Индивидуальные и групповые занятия введены для учащихся, имеющих множественные дефекты, то есть, кроме нарушения интеллекта, имеющих системное недоразвитие речи, письма, чтения, моторики и т.д.. Для них требуются индивидуальные или групповые занятия специалистов, которые используют специальные методы и приёмы обучения. Данные занятия не увеличивают максимальную нагрузку учащихся. Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Внеурочная деятельность осуществляется по 4 направлениям:

- спортивно-оздоровительное,

- нравственное

- социальное

- общекультурное.

Спортивно-оздоровительное направление представлено программой «Азбука здоровья» Поттера А.В., данная программа рекомендована специалистами КРИПК и ПРО для использования в работе учителями физического воспитания школ области. Цель программы: Коррекция нарушений физического развития и компенсация психомоторных недостатков обучающихся.

Задачи:

1. Корректировать и компенсировать нарушения психомоторного развития

2. Развивать двигательные возможности в процессе обучения

3. Формировать, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки

4. Развивать и совершенствовать волевую сферу.

5. Развивать у обучающихся основные физические качества, формировать социально приемлемые формы поведения.

6. Укреплять здоровье, содействовать нормальному физическому развитию.

Нравственное направление представлено программой «Дорогою добра» воспитателя Иванниковой В.А.

Данная программа использует элементы программ по православному воспитанию согласно приказа Департамента образования и науки Кемеровской области от 28.02.2012 №460 «О подготовке к введению в общеобразовательных учреждениях Кемеровской области комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Результатом освоения обучающимися данной программы предполагает формирование самодостаточной личности.

Социальное направление представлено программой ОБЖ учителя Т.Г. Жуковой.

Для адаптации в современных условиях ребёнку необходимо ориентироваться в различных ситуациях, владеть основными навыками безопасного поведения, поэтому актуальными становятся вопросы воспитания у детей навыков безопасного стиля жизни, способности предвидеть опасные события и уметь, по возможности, избегать их, а при необходимости действовать, выбирая наиболее безопасные пути выхода из сложившейся ситуации. Ребёнок будет следовать правилу только в том случае, если ему понятен его смысл.

Цель: формирование личности ребёнка младшего школьного возраста, владеющего элементами безопасного поведения, сохраняя его физическое и психическое здоровье. Задачи:

• Создать условия для формирования здорового образа жизни.

• Формировать умения осторожного обращения с предметами, являющимися источниками потенциальной опасности для детей.

• Раскрыть способы безопасного поведения во дворе, на улице, в общественном транспорте.

• Содействовать обретению социального опыта ребёнка младшего школьного возраста.

• Развивать основы экологической культуры ребёнка.

Общекультурное направление представлено программой «Я познаю мир» учителя А.В. Клевцовой

Цель: формирование гармоничной, разносторонне развитой личности, понимающей и чувствующей красоту мира и искусства, обладающей желанием и способностью творчески трудиться.

Задачи:

· создать определенный запас элементарных общекультурных знаний и впечатлений, без которых не могут возникнуть склонность, тяга и интерес к эстетически значимым предметам и явлениям;

· формировать на основе полученных знаний и развития способностей художественного и эстетического восприятия такие социально-психологических качеств личности, которые обеспечивают ей возможность эмоционально переживать и оценивать эстетически значимые предметы и явления, наслаждаться ими;

· воспитать, развить качества, потребности и способности личности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца общекультурных ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его «по законам красоты»;

· корректировать недостатки эмоционально-волевой сферы личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В предложенном учебном плане недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными и психофизическими возможностями детей с ограниченными возможностями здоровья, с учетом рекомендаций Министерства здравоохранения и предупреждению учебной перегрузки школьников. Данный план осуществляет комплексную систему обучения и воспитания детей и подростков, обеспечивает решение задач профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации.


Документы:
Положение о проведении промежуточной, итоговой аттестации, осуществлении текущего контроля успеваемости учащихся с умственной отсталостью легкой степени (.pdf, 2.3 МБ Просмотреть/ Скачать )
Лицензия на осуществление образовательной деятельности (с приложениями):
Лицензия (.pdf, 956.9 КБ Просмотреть/ Скачать )
Образовательная программа Уровень образования Срок действия аккредитации
(тип аккредитации)
Формы обучения Нормативный срок обучения Язык обучения Учебные предметы, курсы, дисциплины (модули), практика Использование при реализации образовательных программ электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Название образовательной программы Уровень образования Реализуемые формы обучения Документ(ы) образовательной программы Учебный план Аннотации к рабочим программам Календарный учебный график Методические и иные документы
Название образовательной программы
Параллель/Группа Предмет (Дисциплина) Аннотации к рабочим программа и копии рабочих программ
Категория Информация о численности
Общая численность обучающихся 165
Численность обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета 165, из них иностранных граждан - 0
Численность обучающихся за счет бюджетов субъектов Российской Федерации 0, из них иностранных граждан - 0
Численность обучающихся за счет местных бюджетов 0, из них иностранных граждан - 0
Численность обучающихся по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучении за счет средств физических и (или) юридических лиц 0, из них иностранных граждан - 0
численность обучающихся (.docx, 15.6 КБ Скачать )