Организация физкультурно-спортивной работы
В 2013 году наша школа-интернат стала победителем Всероссийского смотра-конкурса на лучшую постановку массовой физкультурно-спортивной работы с детьми и подростками по месту учебы и среди детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей ОБПР (приказ министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ от 01.06.2012 № 497)
ОРГАНИЗАЦИЯ МАССОВОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
ЦЕЛЬ: «Создание единого коррекционно-развивающего пространства школы-интерната на основе личностно-ориентированного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья»
ЗАДАЧИ:
- Укрепление здоровья и закаливание организма, формирование правильной осанки;
- Формирование и совершенствование двигательных умений и навыков прикладного характера;
- Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и т.д.);
- Коррекция и компенсация нарушений физического развития и психомоторики;
- Формирование и воспитание гигиенических навыков при выполнении физических упражнений;
- Поддержание устойчивости физической работоспособности на достигнутом уровне;
- Формирование познавательных интересов, сообщение доступных теоретических сведений по физической культуре;
- Воспитание достаточно устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями;
- Воспитание нравственных, морально-волевых качеств, настойчивости, смелости, навыков культурного поведения, любви к Родине;
- Содействие военно-патриотической подготовке;
- Использование здоровьесберегающих технологий для формирования у воспитанников мотиваций на сохранение и укрепление здоровья, приобретения навыков здорового образа жизни.
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ СПОРТИВНЫМ ИНВЕНТАРЕМ И ОБОРУДОВАНИЕМ
В школе создана материально-техническая база для занятий физкультурой и спортом:
- Спортивный зал, отвечающий современным требованиям;
- Тренажерный зал;
- Спортивная площадка;
- Зал для занятий ЛФК.
Наша школа имеет хорошо оснащенный спортивный зал размером 9×18 м. и высотой 5м. В зале 5 баскетбольных щитов с кольцами, 8 гимнастических стенок, на полу нанесена разметка для баскетбола и волейбола. Есть две раздевалки, кладовая и кабинет учителя.
В зале все необходимое для полноценного занятия физкультурой:
- 36 баскетбольных мячей;
- 30 футбольных мячей;
- 24 волейбольных мячей;
- 8 теннисных стола, сетки и ракетки;
- 16 гимнастических матов;
- 2 гимнастический конь;
- 2 гимнастический козел;
- 2 канат для лазания;
- 2 канат для перетягивания;
- 2 навесная перекладина;
- 4 гимнастических мостика для подпрыгивания;
- 40 гимнастических обручей;
- 40 скакалок;
- 12 комплектов для бадминтона;
- 60 пар лыж и палок;
- 100 пар лыжных ботинок различных размеров;
- Стойки и перекладина для прыжков в высоту;
- 40 велосипедов.
Техническое оборудование представлено телевизором, видеомагнитофоном, DVD, музыкальным центром и переносным магнитофоном.
Напротив спортивного зала находится зал для занятий ЛФК, где так же есть все для полноценных занятий, маты, различное модульное оборудование, массажеры, различные мячи, батут, массажные обручи.
В тренажерном зале установлены многофункциональная скамья со штангой, многофункциональный тренажер, беговая дорожка с возможностью упражнений на пресс и гребли. Есть различные гантели, две гири, эспандеры.
Возле школы оборудованная спортивная площадка размером 40×60м. Двое футбольных ворот, два баскетбольных щита, прыжковая яма, полоса препятствий, гимнастический городок, беговая дорожка.
Школа-интернат заключила 26 договоров с учреждениями дополнительного образования и спорта г. Кемерово, на базе которых дети занимаются разнообразными видами спорта:
- Плавание, акваэробика на базе МОУ ДОД Заводского р-на, ООО губернский универсальный спортивный комплекс «Лазурный»;
- Фитнес, степ аэробика, футбол, волейбол, баскетбол на базе губернского центра спорта «Кузбасс», физкультурно-спортивного центра «Динамо»;
- Фигурное катание, катание на коньках, хоккей на базе центра спорта «Шахтер», стадион «Химик»;
- Лыжный спорт на базе СДЮШОР №3;
- Пауэрлифтинг на базе МОУ ДОД Рудничного р-на;
- Спортивные танцы на базе школы-танца «Стиль»;
- Велосипедный спорт на базе центра безопасности дорожного движения, ГИБДД Кемеровской области;
- Боулинг на базе развлекательного комплекса «Байконур».
ОРГАНИЗАЦИЯ КЛАССНОЙ И ВНЕКЛАССНОЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ И СПОРТИВНОЙ РАБОТЫ С ОБУЧАЮЩИМИСЯ, ВОСПИТАННИКАМИ.
Здоровье - одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия.
Разъясняя обучающимся, воспитанникам школы-интерната ценность здоровья, члены педагогического коллектива обращают их внимание на то, что любое отклонение в развитии организма в дальнейшем оказывает влияние на здоровье взрослого человека.
В школе спланирована работа по созданию целостного физкультурно-оздоровительного режима, который охватывает все формы занятий обучающихся, воспитанников физической культурой и спортом, вне зависимости от места и времени их проведения.
Система воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья включает физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня. Для нас режим дня - это рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха в течение суток. Правильно организованный режим дня благоприятствует сохранению относительно высокой работоспособности организма в течение длительного времени, создает ровное, бодрое настроение, интерес к развлечениям, играм, учебной деятельности и способствует физическому развитию, значительной коррекции нарушений моторики, укреплению здоровья детей со сниженным интеллектом.
В режим дня входит:
- утренняя гимнастика;
- урок физической культуры;
- физкультминутки на уроках и во время воспитательских часов;
- подвижные игры на переменах;
- занятия в спортивных секциях;
- внеурочные занятия (прогулки, игры на свежем воздухе, походы и т.д.);
- спортивные часы;
- дни здоровья и спорта;
- соревнования.
Утренняя гимнастика является основой для нормализации двигательных возможностей обучающихся, воспитанников. Во-первых , утренняя зарядка – это своеобразный будильник, который позволяет ученикам стряхнуть сон, мобилизоваться для работы; во-вторых, физические упражнения благотворно воздействуют на центральную нервную систему и на все вегетативные звенья регуляции движений; в-третьих, активизируется работа систем кровообращения и дыхания, повышается тонус кровеносных сосудов, расправляются легкие, улучшается мозговое кровообращение.
Утренняя гимнастика повышает работоспособность. Особое внимание уделяется дыханию. Мы считаем, что правильное дыхание избавляет человека от многих болезней. Оно улучшает пищеварение, стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы.
Утренняя гимнастика имеет и существенное воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости, способности к регулярным физическим усилиям.
Проводится зарядка в течение 10 минут. Дети выполняют от 5-6 до 10 упражнений для различных групп мышц, начиная с потягиваний, которые способствуют «разминке» мышц, суставов и связок, и последовательно переходя затем к упражнениям для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Сложность упражнений и величина нагрузки сначала возрастают, а затем снижаются. Заканчивается зарядка бегом на месте и ходьбой для успокоении дыхания. Комплексы упражнений модифицируются каждую четверть и проводятся под музыку, босиком, мальчики выполняют физ. зарядку с голым торсом.
Составляет комплексы гимнастики учитель физкультуры Айкин С.П. Он же разучивает их с учащимися на уроках.
Урок – основная форма физического воспитания.
Физкультура - совершенно особый предмет, который затрагивает биологическую, психологическую и социальную сущность школьника. Ни на каком предмете во всей программе специальной (коррекционной) школы ребенок с ограниченными возможностями здоровья не получает столько знаний, навыков и умений, нужных для жизни, как на уроке физкультуры.
Учитель физкультуры Сергей Петрович учит детей не только правильно двигаться, выполнять набор упражнений, но и понимать, как средствами физической культуры можно в течение всей жизни поддерживать организм в наилучшей форме.
Уроки физкультуры школьным расписанием предусмотрены дважды в неделю. Они проводятся в хорошо проветренном спортивном зале или на спортивной площадке школы. Нагрузка дается с учетом возраста, пола и состояния здоровья детей.
Оздоровительная роль уроков физкультуры достигается:
- организацией учебного процесса с учетом состояния здоровья школьников;
- подбором упражнений, с учетом возрастно-половых особенностей учащихся, их физиологических и индивидуальных возможностей, уровня двигательной подготовленности;
- адекватностью дозировки упражнений, их продолжительности, повторяемости, чередования с отдыхом, степени сложности;
- обеспечением гигиенических условий;
- предупреждением травматизма;
- проведение врачебно - педагогического контроля за занимающимися.
Большое внимание Сергей Петрович уделяет воспитанию у учащихся устойчивого интереса к спорту, сознательной потребности к регулярной тренировке.
Подвижные игры на переменах помогают укреплению здоровья, активному отдыху учащихся, поддержанию их работоспособности на последующих уроках.
Подвижные игры организуются на большой перемене для обучающихся 1-4 классов. Игры организуют учителя начальных классов. Для воспитанников 5-9 классов игры организует дежурные классные руководители отдельно на каждом этаже школьного здания.
При проведении подвижных игр на большой перемене используются возможности спортивной площадки и игрового городка школы.
Подвижные игры оказывают благотворное влияние на формирование детской души, развитие физических сил и способностей, помогают преодолевать нарушения пространственной ориентировки, улучшают выполнение движений на точность, координацию, равновесие, содействуют умственному развитию, вынуждают мыслить наиболее экономно, мгновенно реагировать на действия соперника и партнера, укрощать эмоции.
В игре растущий человек познает жизнь.
Физкультурные минутки проводятся во время уроков. Они способствуют восстановлению умственной работоспособности, снимают влияние статических нагрузок на организм, предупреждают нарушения осанки.
Физические упражнения вовлекают в работу те группы мышц, которые в большей степени подвергаются утомлению во время сидения – мышцы спины, пальцев рук. Эти упражнения, не требующие сложной координации движений, активизируют дыхание и кровообращение. Это различные движения головой, повороты туловища, полуприседания, движения руками и пальцами рук. Первостепенное внимание уделяется упражнениям на осанку.
Члены педагогического коллектива школы разработали методические рекомендации по организации физических минуток на различных уроках в школах VIII вида. Данные методические разработки получили высокую оценку специалистов КРИПК и ПРО, выложены на его сайте и рекомендованы для использования в работе учителями и воспитателями школ VIII вида области.
Прогулки спортивной направленности или игровой тематики проводятся круглый год на свежем воздухе. Такие занятия, проводимые воспитателями во второй половине дня, ценны тем, что увеличивают пребывание детей на открытом воздухе, обеспечивают эффективное закаливание, повышают сопротивляемость к простудным заболеваниям.
Прогулки проводятся в течении дня согласно режиму.
Спортивный воспитательский час – основная форма занятий физическими упражнениями в группах. Его ежедневно проводят с обучающимися, воспитанниками воспитатели на открытом воздухе во вторую половину дня. Учитель физической культуры Айкин С.П. оказывает им необходимую методическую помощь. Спортивный воспитательский час – это активный отдых, который снимает утомление, вызванное учебной деятельностью; способствует повышению умственной работоспособности и двигательной активности школьников, совершенствованию двигательных навыков, изученных на уроках физкультуры, целенаправленному развитию физических качеств, воспитанию навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями.
Содержание спортивного часа связано с учебной программой по физической культуре. В спортивный час включаются организационные игры и упражнения, самостоятельные игры и развлечения, игры с элементами строя и общеразвивающих упражнений, игры с бегом, игры с прыжками на месте, в высоту и в длину, игры с метанием на дальность и в цель, игры с лазанием и перелазанием и т.д.
При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательный методы. Борьба за первенство, за честь класса способствует сплочению коллектива, повышает интерес ребят к занятиям физическими упражнениями.
Члены педагогического коллектива за программу «Спортивные воспитательские часы для обучающихся 1-9 классов школ VIII вида» получили диплом I степени за лучшую образовательную программу на первом Всероссийском конкурсе работников учреждений вне семейного воспитания в г. Красноярске в 2001 г.
Закаливание для многих наших учеников происходит еще не осознано. Придя утром на зарядку в спортивный зал все дети разуваются, мальчики снимают майки. После зарядки следует умывание, обтирание. Ежедневные прогулки, игры на свежем воздухе, также оказывают закаливающий эффект. И уже довольно большая группа, по крайней мере, все наши активные спортсмены закаливаются целенаправленно. После каждой тренировки обязательные водные процедуры, обливания холодной водой, растирания мокрым полотенцем. При помывке в душе обязательное чередование горячей и холодной воды. С наступлением зимы пробуем растираться свежевыпавшим снегом. Летом купание и принятие солнечных ванн.
Таким образом, постепенно и разнообразно добиваемся систематического закаливания наших учеников.
Без общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий не может быть полноценной внеклассной спортивно-массовой работы. Они наряду с пропагандой физической культуры и спорта создают предпосылки для привлечения к регулярным занятиям школьников, еще не охваченных ими, содействуют воспитанию высоких моральных качеств, становятся эффективным средством активного отдыха, живой формой подведения итогов физкультурно-спортивной работы.
Каждый обучающийся, воспитанник участвует в соревнованиях 8-10 раз в учебном году. Большую часть соревнований проводится в школе или организуются товарищеские встречи с командами близ расположенных школ. В первую очередь планируются соревнования по тем видам упражнений, которые входят в школьную программу. Дни здоровья и спорта проводим ежемесячно.
Содержание массовых физкультурных, спортивных и туристических мероприятий: подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями, передачей или ловлей мячей, с силовыми упражнениями, с элементами футбола, баскетбола и других спортивных игр, лапта, городки, крокет, спортивные игры – волейбол, баскетбол; прогулки и походы с играми на местности, с проведением туристских соревнований и конкурсов; спортивные соревнования типа «Веселые старты», конкурсы на лучшего бегуна, прыгуна, силача; различные развлечения – катания на санках, коньках, лыжах, игры-аттракционы. В паузах для отдыха – викторины, настольные игры, выступления художественной самодеятельности.
С 2002 года наша школа включена в программу "Специальная Олимпиада России" и мы ежегодно участвуем в областной Спартакиаде учащихся специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. Спартакиада проводится по следующим видам спорта:
- легкоатлетический кросс;
- мини-футбол;
- плавание;
- баскетбол;
- лыжный спорт;
- настольный теннис;
- легкая атлетика.
Под областной план составлен и городской план-календарь проведения спортивно-массовых мероприятий и для наиболее усиленной подготовки к соревнованиям различного уровня формируется школьный календарный план физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.
В сентябре проводится общешкольный спортивный праздник "День бегуна". Состязания проходят на различных дистанциях в различных возрастных группах. Помимо соревнований на которых идет отбор в школьную легкоатлетическую команду, в программу праздника включаются и развлекательные мероприятия, привлекающие к состязаниям новых спортсменов и снимающие эмоциональную нагрузку с участников. Таким образом тяжелые спортивные состязания превращаются в веселый праздник спорта и здоровья.
В ноябре проводим праздник волейбола "Летающий мяч". Всё начинается с конкурсов под общим названием "Самый лучший", "Лучшая подающая", "Лучший подающий", "Лучший принимающий", "Лучший нападающий".
Затем начинаются турниры по пионерболу у младших классов и волейболу у старшеклассников. Участвуют почти все ученики школы, кто не участвует те "болеют" за своих. Проходят и конкурсы на самую смешную подачу, игра одной рукой, игра сидя на корточках и т.д.
Декабрь это месяц баскетбола. В эту игру играют все, ей отведено больше всего часов в учебной программе, больше всего и участников баскетбольного праздника "Сладкая корзина". Праздник также начинается с конкурсов "Лучший нападающий", "Лучший защитник", "Лучший снайпер", "Лучший дриблер", "Лучший жонглер". Все участники заранее готовятся, отрабатывают новые приемы, стараются поразить товарищей своим мастерством. Эти конкурсы хороши тем, что в них могу принимать участие и девушки и еще малыши, и они не теряются на фоне старшеклассников.
Январь – "Зимние забавы". Этот праздник мы приурочили к новогодним праздникам и проводим в зимние каникулы, здесь меньше спорта, больше веселья и конкурсы такие, чтобы каждый мог в них поучаствовать хотя бы в качестве "балласта", это и метание снежков в цель, гонки на санках, кто лучше оттолкнется и дальше прокатится на лыжах, на коньках, кто дальше съедет с горки, кто быстрее бегает на одной лыже. Все заканчивается взятием "Снежного городка" и совместным чаепитием.
К празднику "День защитника Отечества" проводится конкурс "Строя и песни". Участвуют все классы. В ходе конкурса оцениваются: строевая выправка, умение выполнять строевые приемы на месте и в движении, слаженность действий в строю, исполнение строевой песни. Каждый класс готовит свою форму, название, девиз. Конкурс проходит очень торжественно.
Так же в феврале проводим школьный праздник "А ну-ка парни". В конкурсе принимают участие 20 самых лучших старшеклассников школы. Ребята состязаются в 20 номинациях, где наряду с силовыми и скоростными конкурсами, есть и конкурсы на сообразительность, есть и задания из школьной программы, надо уметь и картошку почистить, и пуговицу пришить, и гвоздь забить. Так что самый сильный это еще не самый лучший "шанс" на победу есть у каждого участника независимо от его физических кондиций и возраста.
И уже через две недели в ознаменование "Международного женского дня" проходит праздник "А ну-ка девушки". Программа очень похожа, только некоторые силовые упражнения адаптированы для девушек, так подтягивания заменены висом на перекладине, приседание на одной ноге – приседанием на двух, жим лежа от скамейки, добавлены конкурсы на лучший наряд, прическу, макияж.
Все общешкольные спортивные праздники, это действительно общешкольные мероприятия. Учителя и воспитатели готовят конкурсантов, на уроках труда готовится форма, эмблемы, на уроках пения разучиваются песни, тем самым создается атмосфера праздника – праздника спорта и здоровья.
В программу школьной спартакиады включены все виды спорта, которые изучаются во время уроков. По окончании каждой темы проводятся общешкольные соревнования, которые становятся настоящими праздниками спорта и здоровья.
В последнее время во всех спортивно-массовых мероприятиях участвуют наши спонсоры: ГУВД по Кемеровской области, ОАО «Газпромбанк» и Межрайонный ИФМС России по крупнейшим налогоплательщикам №1 Кемеровской области.
Наши воспитанники с азартом играют с нашими спонсорами и нередко побеждают их.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПОРТИВНЫХ СЕКЦИЙ И КРУЖКОВ
Спортивная секционная работа в школе организованна таким образом, чтобы охватить максимальное количество воспитанников интерната. Каждый может найти занятие по своему вкусу и желанию. Основное место занимают секции баскетбола и волейбола как всесезонные и всепогодные виды спорта.
Баскетбол – игра очень динамичная, позволяющая круглый год развивать свое мастерство и общефизическое состояние. В этой секции занимается самое большое количество учеников. Уже с пятого класса ребята и девчата начинают приручать оранжевый мяч. Вся секция разбита на четыре группы: основная, подготовительная, девочки, младшая. При подготовке к соревнованиям большое внимание уделяется основной группе из которой состоит школьная команда. В обычные дни основная занимается совместно с подготовительной, а девушки вместе с младшей. Во время общешкольных соревнований и спортивных праздников группы перемешиваются, из них создаются команды примерно равные по силам для честной и справедливой игры. Лучшие из младшей группы переходят в подготовительную, а то и в основную группы, а кто-то из-за своих физических кондиции так и остается в младшей группе, но все желающие занимаются и имеют свой шанс.
Волейбол также всесезонная и всепогодная игра, кроме того она очень демократична, в ней нет физического контакта и здесь возможно участие в команде и мальчиков и девочек. Эта секция также разбита на группы, но занятия идут одновременно. Зал разбит на зоны, в каждой идет обрабатывание определенного упражнения, по команде спортсмены меняются местами и так по кругу. Практически каждая тренировка заканчивается двухсторонней игрой, или если еще нет достаточно подготовленных спортсменов, то учебной игрой.
Плаванием мы занимаемся в двух бассейнах. Основная группа работает в «Лазурном», где совершенствуют свое мастерство и улучшают результаты, а специальная группа, в которую входят ослабленные дети, занимается в бассейне МОУ ДОД «ДЮЦ Заводского района». Там они учатся плавать, осваивают аквааэробику.
Стол для настольного тенниса постоянно стоит в спортивном зале и во время уроков каждый ученик по 5-7 минут имеет возможность поиграть. Основной целью является развитие реакции и координации движения, улучшение мелкой моторики рук, развития чувства ритма. Во время урока основное внимание уделяется слабо подготовленным, плохо координированным ученикам, а во время работы спортивной секции упор делается на подающих надежды из которых готовится команда.
Кроме постоянных занятий в нашем тренажерном зале наши силачи посещают секцию "Пауэрлифтинга" в МОУ ДОД Рудничного района. Тренировки тяжелые, нагрузку выдерживают не все, но сложилась крепкая группа, которая уже несколько лет занимается этим нелегким делом.
По мимо занятий лечебной физкультурой ребята начальной школы занимаются детским фитнесом в Губернаторском центре спорта «Кузбасс». Ребятам прививают чувство ритма, развивают пластику, улучшают растяжку.
Многие наши ученики пытаются заниматься всем, кое у кого это получается, кто-то быстро сгорает, кто-то занимается чем-то одним, у кого-то хорошо идут игровые виды спорта, кто-то силен в легкой атлетике и на лыжах, но есть ребята которые по разным причинам не могут заниматься спортом, с его большими физическими нагрузками и нервным напряжением и они находят себя в хореографическом кружке или в театрально - эстрадной студии, где более спокойная и красивая атмосфера и где также как и в спорте развивается и тело и душа.
В 2006 году в рамках общегородской программы "Дебют" в нашем интернате организован шахматно-шашечный клуб "Мечта". Шахматы даются очень трудно и пока мало умеющих что-то делать на доске, но интерес к этой игре разрастается. А вот шашки уже знакомы всем и всё больше и больше желающих освоить эту игру участвует в занятиях клуба.
Лыжный спорт носит сезонный характер, тем более, что и зимой из-за низких температур не всегда есть возможность посетить лыжные трассы в сосновом бору, но уж если все сложилось, то занятия идут полным ходом. Ребята и девчата выкладываются на полную, работают с максимальной отдачей.
Военно-патриотическое воспитание обучающихся проходит в рамках детских организаций «Юный друг милиции», «Юный друг пожарника», «Юный инспектор дорожного движения». Во главе детских объединений стоят офицеры УВД по Кемеровской области. Занятия строятся четко, грамотно, вызывают огромный интерес у детей. Офицеры организуют выезды на полигон, выступления ОМОН, показательные выступления кинологической службы, совместные праздники, игры, конкурсы.
У детей формируется любовь к малой Родине и к России.
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ТРУДНЫМИ ПОДРОСТКАМИ И ПОДРОСТКАМИ, СОСТОЯЩИМИ НА УЧЕТЕ В ИНСПЕКЦИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ
Работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних школа-интернат проводит совместно с МОУ «Центр диагностики и консультирования», ПДН УВД районов и ГУЗ «Кемеровский областной клинический наркологический диспансер». За каждым «трудным» ребенком закреплено 4 общественных куратора:
- член педагогического коллектива, в функции которого входит координация деятельности всех общественных кураторов и осуществление единства коррекционного пространства воспитанника;
- <сотрудник правоохранительных органов, который формирует навыки законопослушного гражданина;
- священнослужитель Кемеровской Епархии в обязанности которого входит нравственное воспитание обучающихся на основе традиций православной культуры. Организована работа воскресной школы силами 13 преподавателей основ православия, членов церковного совета, имеющих 2 высших образования (светское и духовное);
- студенты КемГУ, КемГУКИ организуют досуговую деятельность подшефных, формируют у них навыки правильной организации своего свободного времени.
Результативность работы: снижение роста количества самовольных уходов по количеству побегов на 100%, по количеству участников побегов – на 100%.
В школе-интернате налажена трехуровневая система контроля над поведением воспитанников:
Первый уровень – ученический, через Совет дисциплины и порядка, работу отряда «ЮДМ». Задача данного уровня - создать в ученическом коллективе нетерпимую обстановку к нарушителям дисциплины. Один раз в неделю проводится дисциплинарный совет, работа которого имеет высокую эффективность, т.к. подростки внимательно и болезненно реагируют на замечания и реакцию своих сверстников;
Второй уровень – педагогический, через классные часы, дни здоровья, воспитательские часы, кружковую работу, работу клубов по интересам. Задача данного уровня – создать правильную модель законопослушного поведения, вовремя скорректировать понимание детьми данной модели, довести до автоматизма стереотип правильного поведения;
Третий уровень – административный, через комиссию по делам несовершеннолетних, Совет профилактики, МО учителей и воспитателей, МС, педагогический Совет, совещания при директоре и зам. директоров. Задача данного уровня – отработка методов и приемов, вышеназванной работы с членами педагогического коллектива, контроль над данной работой, оценка уровня развития модели законопослушного поведения у воспитанников
Анализ данных ПДН Заводского района показывает отсутствие преступлений, правонарушений:
Сформирован устойчивый интерес воспитанников к здоровому образу жизни: в школе нет воспитанников, употребляющих ПАВ, алкоголь, табакозависимых.
СРЕДСТВА КОРРЕКЦИОННОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
Ежегодно при углубленном медицинском осмотре выявляется большое количество детей с нарушениями физического развития и моторики. Особенно велик этот показатель в возрастном периоде от 6 до 13 лет – более половины осмотренных детей. Все эти дети нуждаются в специальных занятиях, направленных на коррекцию и компенсацию выявленных у них недостатков.
К специальным занятиям относится:
- ЛФК;
- Азбука здоровья;
- Ритмика;
- Логоритмика;
- Пластикотерапия;
- Аэробика;
- Аквааэробика.
К сожалению, на федеральном уроне нет программ для проведения вышеназванных занятий, поэтому, члены педагогического коллектива разработали следующие программы:
- «Лечебная физическая культура для обучающихся 1-4 классов специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида»
- Комплексная программа по коррекционным занятиям лечебной физкультуры «Азбука здоровья» для обучающихся 5-9 классов школ VIII вида
- Программа логопедических ритмических занятий для обучающихся 1-7 классов школVIII вида
- «Ритмика» для обучающихся 5-9 классов школ VIII вида
- Пластикотерапия для обучающихся 1-9 классов школ VIII вида
Все программы прошли экспертизу КРИПК и ПРО. Получили высокую оценку специалистов КРИПК и ПРО и рекомендованы для использования в работе педагогам школ VIII вида области.
Цель программ:
Коррекция нарушений физического развития и компенсация психомоторных недостатков ученика.
Задачи программ:
- Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата.
- Выработка устойчивой, правильной осанки, выпрямление позвоночника, расширение грудной клетки.
- Развитие координации движений и реакции.
- Развитие интеллектуальных способностей, исправление дефектов психики.
- Коррекция косолапости и плоскостопия.
- Восстановление в детях чувства внутренней свободы, уверенности в себе, своих силах и возможностях своего тела, развитие внимания, памяти, мышления.
Занятия ЛФК в 1-4 классах и лечебной физкультурой «Азбука здоровья» в 5-9 классах исправляют:
- Нарушение осанки,
- Плоскостопие
- Отставание в массе
- Росте тела
- Дисплазии
- Нарушения координации
- Ориентировку в пространстве
- Точность движения
- Равновесие
- Недостатки в развитии двигательных и иных качеств.
Для определения результативности занятий проводится сравнительное тестирование учащихся в начале и в конце учебного года. Тесты подготовлены Шведским центральным спортивным Союзом. Они позволяют судить об уровне гибкости учащихся. Они включают в себя как пассивные так и активные движения.
Занятия ритмикой и логоритмикой в специальной (коррекционной) школе обусловлено необходимостью осуществления коррекции недостатков психического и физического развития обучающихся, воспитанников средствами музыкально-ритмической деятельности.
Специфические средства воздействия на учащихся, свойственных ритмике, способствуют общему развитию, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности, эстетическому воспитанию.
Движения под музыку оказывают не только коррекционное воздействие на физическое развитие, но и создают благоприятную основу для совершенствования таких психических функций, как мышление, память, внимание, восприятие. Организующее начало музыки, ее ритмическая структура, динамическая окрашенность, темповые изменения вызывают постоянную концентрацию внимания, запоминание условий выполнения упражнений, быструю реакцию на смену музыкальных фраз.
strong>Пластикотерапия развивает мыслительные способности обучающихся через наиболее сохранный у детей, с ограниченными возможностями здоровья, тактильный анализатор. Пластикотерапия корригирует эмоциональное состояние воспитанников, формирует стойкий стереотип антистрессового поведения. В сочетании с занятиями аэробикой и аквааэробикой практически полностью купируется психопатоподобное поведение у воспитанников без употребления медикаментозных средств.
Специалисты МОУ ДПО «научно методический центр» г. Кемерово проводили тестирование школы-интерната по теме: «Психологический климат учреждения интернатного типа». Психологический климат школы-интерната признан благоприятным, лучшим среди школ-интернатов и детских домов г. Кемерово.
СРЕДСТВА ПАССИВНОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА
К средствам пассивного воздействия относится:
- Медикаментозное лечение;
- Физиопроцедуры;
- Фитолечение;
- Ионизатор воздуха (люстра Чижевского);
- Санаторно-курортное лечение;
- Летний отдых в оздоровительных лагерях.
Два раза в год проходит углубленные осмотры, где каждый воспитанник осматривается всеми врачами специалистами, назначается лечение. В течение учебного года дети его проходят.
На протяжении последних 5 лет не зафиксировано ни одного обострения хронической патологии.
Школой заключен договор с санаторием ФГБУ д/с «озеро Шира», ГАУЗ КО ЦЗ «Калтанский», противотуберкулезным санаторием п. Барзас. Дети, имеющие остаточные явления ДЦП в течение 14 дней ежегодно получают лечение в реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Фламинго».
ЗАНЯТОСТЬ ДЕТЕЙ В КАНИКУЛЯРНОЕ ВРЕМЯ
В 2011 г. школа заняла 1 место в городском конкурсе «Цвети мой город», с программой по благоустройству школьного двора. И сейчас все весенние и осенние каникулы все дети работают по благоустройству территории. Осенью укрываем плодовые деревья, укладываем на хранение многолетние цветы, собираем семена, обрезаем ботву и т.д. Весной выращиваем рассаду, формируем цветники.
Очень много работ выполняют обучающиеся в сосновом бору: огораживают муравейники, чистят родники, убирают мусор, подсаживают сосенки, изготовляют и вешают скворечники.
Весенние каникулы принимаем у себя воспитанников и воспитанниц монастырей и сами ездим к ним в гости.
Ежегодно в зимние каникулы мы участвуем в конкурсе снежных городков. Совет школы разрабатывает план снежного городка, каждый класс получает задание и выполняет его весело и с интересом. Не у всех получается мастерить скульптуры из снега, и иногда сложно узнать в скульптуре то или иное животное или сказочного персонажа, но сделаны эти фигурки с любовью, поэтому какие-то огрехи или недоделки не замечаются.